Обязательства наследников вследствие причинения наследодателем вреда 3-м лицам

Наследственные дела

Т.И. обратилась в суд с иском о взыскании с ЗАО расходов на лечение, с Н.В. и А.В. - в счет компенсации расходов на медицинское освидетельствование, в счет компенсации морального вреда, а также судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что ЧЧ.ММ.ГГГГ она вместе со своим сыном - Е.Б., управлявшим автомобилем, ехали из г. А в г. В. На трассе произошло дорожно-транспортное происшествие с участием их автомобиля и автомобиля под управлением В.И. В результате указанного ДТП В.И. погиб, а истец получила телесные повреждения. Т.И. полагает, что виновным в ДТП является В.И., выехавший на полосу встречного движения, при этом вина Е.Б. следственными органами не была установлена. Гражданская ответственность В.И. на момент ДТП была застрахована в ЗАО, с которого истец просила взыскать расходы, связанные с лечением и приобретением лекарств. Поскольку причинитель вреда В.И. погиб в результате ДТП, а наследство после его смерти приняли его дети Н.В. и А.В., истец полагала, что они обязаны возместить расходы на проведение медицинского проведения, компенсировать причиненный моральный вред и судебные расходы.

Решением суда иск Т.И. удовлетворен частично. Постановлено взыскать с ЗАО в пользу Т.И. в счет возмещения расходов на лечение и в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя. Также в пользу Т.И. взыскано с Н.В. и А.В. в счет компенсации морального вреда с каждого и в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя с каждого.

В надзорной жалобе Н.В. и А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части взыскания с них денежных средств.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Удовлетворяя частично заявленное требование о взыскании с А.В. и Н.В. в пользу Т.И. компенсации морального вреда, судебные инстанции руководствовались ст. ст. 1112, 1175 ГК РФ, исходили из того, что в порядке наследования переходят как права, так и обязанности наследодателя, в связи с чем в случае смерти причинителя морального вреда, не возместившего при жизни такой вред, его имущественная обязанность по выплате денежной компенсации морального вреда переходит к его наследникам в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ считает, что такой вывод судебных инстанций является ошибочным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам, по основаниям, предусмотренным п. 1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина в результате действия источника повышенной опасности, из чего следует, что субъектом ответственности в данном случае является сам причинитель вреда.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 418 ГК РФ, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Исполнение обязательства по компенсации причиненного морального вреда может быть исполнено лично должником, т.к. неразрывно связано именно с его личностью. Правопреемство в данном случае действующим законодательством не предусмотрено.

По смыслу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства не входят обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя или не подлежащие передаче наследникам в силу закона, в связи с чем, такие обязанности не могут признаваться долгами наследодателя, приходящимися на наследников.

Материалами дела подтверждено, что владелец источника повышенной опасности, управлявший автомобилем, В.И. погиб в момент ДТП. При этом Н.В. и А.В. лицами, причинившими вред истцу, не являются, у самого В.И. при жизни обязанность по выплате истцу денежной компенсации морального вреда не была установлена.

При изложенных обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что в случае смерти лица, причинившего вред, обязанность по выплате компенсации морального вреда может быть возложена на наследников в пределах стоимости наследственного имущества нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска в указанной части у суда не имелось.

Вывод из судебной практики:Позиция 1.В случае смерти лица, причинившего вред, обязанность выплатить компенсацию морального вреда прекращается

Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст 323 ГК РФ).

Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии (ст 1156 ГК РФ), отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.

Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу, в целях сохранения которого к участию в деле привлекается исполнитель завещания или нотариус. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со ст 1151 ГК РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

Вывод из судебной практики: Позиция 2.В случае смерти лица, причинившего вред, обязанность выплатить компенсацию морального вреда переходит к его наследникам